У валторн есть дюжина деталей из нойсильбера. Нойсильбер содержит от 12 до 18 % никеля, остальное - это латунь и цинк, не содержит серебра. При применении нойсильбера для сверления прибавляется 3% свинца. Но в цугах и вентильных бочонках валторн Энгельберта Шмид, изготовленных из нойсильбера, не содержится свинца. Применение деталей из нойсильбера очень практично, сплав очень стабилен, долговечен и с 3% свинца легок в сверлении. Цвет хорошо сочетается с цветами других сплавов, желтой меди, красной меди и подлинного серебра. Однако доля никеля может сделать игру на валторне не приятной или совершенно невозможной, если у валторниста обнаруживается аллергия на никель, что встречается не редко. Возможно, что валторнисты не знают, что их аллергическая реакция вызвана содержащимся в валторне никелем. (Предисловие Э.Шмид)
Мартин Готшальк (соло-валторнист Сондейландс симфонического оркестра, Дания) ведет беседу со своим коллегой Ларсом Кристиансеном (2 валторна Сондейландс симфонического оркестра, Дания) и с производителем валторн Энгельбертом Шмид.
М.Готшальк Л.Кристиансену: Как серьезны были твои проблемы с аллергией на никель?
Л.Кристиансен: Они становились серьезными, но я вовремя прекратил играть на валторне. Моя аллергия на никель обнаружилась, когда мне было 12 лет. Я это заметил, поскольку не мог носить цепочек. Когда я начал в 15 лет играть на валторне, первые несколько лет не обнаруживал проблем. Насколько я себя помню, мне было 20 лет, когда мои пальцы начали реагировать на раструб там, где стерся лак. Я тогда все время играл на валторне из нойсильбера. В последующие годы я одевал перчатки для пальцев, что хорошо помогало. Но в 31 год у меня начались множественные аллергические реакции. Примерно каждые 3 недели я находил во рту стоматит, было очень сухо и иногда было ощущение жжения. Были и другие симптомы, головная боль, сыпь, прежде всего в верхней части головы и на правом бедре (я думаю, что это может быть реакцией на мои автомобильные ключи). Самым неприятным было чувство усталости. Позже я обнаружил у себя еще и аллергию на травы и пищу, богатую никелем, например на орехи, сою и шоколад.
М.Готшальк Э.Шмиду: Как вы среагировали на первый запрос?
Э.Шмид: Запрос пришел электронным письмом и я мог немного поразмыслить. Затем я хотел понять, насколько серьезен запрос и есть ли у него аллергические реакции еще на какие-либо металлы.
Л.Кристиансен: Энгельберт Шмид взялся серьезно за мой запрос и был им очень заинтересован. Я связывался со многими производителями валторн, но единственная помошь, которую они могли мне предложить - это наружное позолочение. Но это помогло мне не сильно, поскольку я вдыхаю воздух из инструмента. И на этот воздух, содержащий никель, аллергически реагирую - действие, которое я не могу оставить, если хочу продолжить профессиональную деятельность. Я интересовался валторной, не содержащей совершенно никакого никеля.
Э.Шмид: Я говорил Ларсу Кристиансену, что в случае, если я выпущу валторну без содержания никеля, не буду идти ни на какие компромиссы. Это означает, что я заменю все никельсодержащие детали. Когда я составил список всех никельсодержащих деталей, которые предстоит заменить, был сам очень удивлен. На двойной валторне существует более 40 никельсодержащих деталей. Даже стальные пружины, стальная ось и нержавеющие шурупы содержат никель! Я понял, что будет очень дорого заменить все эти детали последовательно на детали с такой же точностью и идентичной долговечностью. Это было понятно, что я не смогу вернуть все дополнительные расходы с продажей одной валторны, и что я не смогу заказать или изготовить детали только для одного инструмента. Нам нужны, например, дополнительно проработанные трубки для вентильной кисти и крон, что для такого малого количества невозможно. Организация всего этого потребовала экстремально много времени. Например, обычный сливной клапан состоит из 4-х никельсодержащих частей. В то время, когда мы инвестировали в валторну без содержания никеля, мы изготовили 2 тройные валторны, чтобы уменьшить стоимость материалов. Я хотел помочь Ларсу Кристиансену и пообещал ему, изготовить валторну, совершенно без никеля.
М.Готшальк Л.Кристиансену: Есть ли у вас сейчас аллергические реакции?
Л.Кристиансен: Я уже упомянул ранее, что у меня есть аллергия на некоторые никельсодержащие пищевые продукты, но это можно контролировать. И пока я держу под надзором употребление шоколада и орехов, аллергические реакции отсутствуют. Что касается моего инструмента, нет никаких аллергических симптомов. И это просто здорово, играть без перчаток для пальцев. Энгельберт Шмид снабдил меня также и футляром Gig Bag для перелетов в самолете без содержания никеля.
М.Готшальк Э.Шмиду: Содержат ли материалы, используемые вами, хоть каплю никеля?
Э.Шмид: Очевидно, что нет, у Ларса Кристиансена нет никаких аллергических реакций. Но поставщики металлов говорят, что в желтой меди может содержаться до 0,3% никеля. Я рассказал об этом Ларсу Кристиансену и из-за этого он заказал валторну с корпусом из подлинного серебра. Это означает, что раструб, корпус, анштос, мундрор и защита от руки изготовились из подлинного серебра (92,5% серебра; 7,5% меди; ни капли никеля). С этими деталями валторнист соприкасается чаще всего. Клапаны из желтой меди были посеребрены вся валторна была особо тщательно лакирована для того, чтобы гарантировать, что валторнист точно не будет соприкасаться с никелем. Я лично думаю, что изготовленный мной корпус из желтой меди, который основательно лакируется, может помочь во многих случаях.
Л.Кристиансен: Я думаю, что в моем случае это не помогло бы. С другой стороны другие производители валторн лакируют инструменты не так скурпулезно. Это зависит еще и от качества пота. Я знаю людей, пот которых разъедает металл.
М.Готшальк Э.Шмиду: Решит ли проблему во многих случаях, если обычная валторна из нойсильбера будет повсеместно лакирована?
Э.Шмид: Нет, совершенно точно нет. Валторнист соприкасается с маслом на никельсодержащих пружинах, например. И решающую роль играет воздух изнутри валторны, который исполнитель вдыхает.
Как в конечном итоге работает инструмент? Как у тебя получается?
Да, у меня получается очень хорошо. Это совершенно по-другому в сравнении с моей прежней валторной (Holton Farkas), на которой я всегда играл. Но после „акклиматизации“ я бы действительно никогда не хотел бы больше менять. Я ститаю, что эта валторна - это профи-инструмент. Можно быть спокойным за интонацию, как и за отличное качество звука, соединения намного лучше, это так просто, играть быстро, клапаны расположены удобно. У меня есть пара проблем с бочонками, поскольку они изготовлены из желтой меди. Но наверное мне нужно для начала научиться их правильно заливать масло. Я бы предложил, как оптимальное решение проблемы, изготовить бочонки из титана. К тому же валторна с желтой, красной медью и комбинацией серебряного очень красиво выглядит. Это понравилось и некоторым моим коллегам.
Э.Шмид: С правильным количеством масла бочонки из желтой меди не уступают по быстроте титановым. Титановые бочонки не практичны и на быстроту не влияют.
М.Готшальк Э.Шмиду: Заключаются ли преимущества этих валторн в том, что они не содержат никеля?
Э.Шмид: Нет, совершенно нет. Ларс Кристиансен заказал широкий раструб из подлинного серебра, поэтому у него так звучит. Вы можете с валторной Энгельберта Шмид без содержания никеля варьировать звучание (смотрите раздел „Раструбы“). Остальные свойства типичны для валторн Энгельберта Шмид. Был вызов - изготовить валторну без содержания никеля так, чтобы ее аккустические и игровые качества соответствовали обычной двойной валторне Шмид. Сейчас существует много сильных соблазнов, идти на компромиссы, чтобы быть намного дешевле. Но это испортит качество валторн.
М.Готшальк Э.Шмиду: Вы бы могли при желании изготовить всю модельную линию валторн без содержания никеля?
Э.Шмид: Да, не составляет проблем изготовить тройную валторну или любую другую без содержания никеля. Мы можем это себе позволить, поскольку все детали от раструба до вентилей делаем сами.
Письмо канадской валторнистки, которая купила в 2007 году валторну без содержания никеля:
Дорогой Энгельберт Шмид,
после 6-ти месяцев игры на моей валторне из подлинного серебра без содержания никеля хочу написать слова благодарности вам и вашей команде. Каждый день я восхищаюсь вашим мастерством и влюбляюсь в валторну снова и снова. У меня нет никаких проблем с аллергией со времени, когда я начала играть на этой валторне - она вернула мне мою карьеру и жизнь, и за это я буду вам всегда благодарна!